Сборник научных статей №1

Роль самостоятельной работы при изучении английского языка в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения Условия повышения качества профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста Технология комплексной экспертизы качества контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Моделирование проектной деятельности как средство повышения эффективности решения производственных задач в процессе подготовки профессиональных кадров
Аутокомпетентность педагога - структурная составляющая модели повышения профессионально-педагогической квалификации Совершенствование системы обработки путевых листов в ООО "Муравленковская транспортная компания" Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания Модульно-блочная система обучения
Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции Арт-терапия в групповой работе с обучающимися Система работы по развитию ассертивных качеств физически, психически и нравственно здоровой личности Студенческое самоуправление, его роль в организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования
Интегрированные уроки как средство повышения учебной мотивации Значение социального партнерства в реализации ФГОС СПО Создание образовательного портала в колледже Аспекты развития творческой активности самостоятельной работы студентов
Основные характеристики динамичности современного наукоёмкого производства нефтегазовой отрасли Аксиологическая составляющая обучения при организации самостоятельной работы студентов Особенности уголовной ответственности за легализацию преступных доходов Тьюторское сопровождение как одна из форм обучения в системе высшего профессионального образования
Прототип лингвокультурного концепта "Свобода" Развитие научно-технического творчества молодежи как средство подготовки высококлассных специалистов в колледже Учебно-методический комплекс как основа обеспечения качества профессионального образования Инновационные технологии в реализации проекта «Электронный колледж»

Блогеры

Ирина Дралюк
"преподаватель дисциплин гуманитарного профиля, к.п..."
Наталья Олифиренко
"преподаватель специальных дисциплин, ГБОУ СПО «Ноя..."
Елена Ярвилянина
"зав. отделением «По подготовке рабочих и служащих»..."
Ольга Полетаева
"к.п.н, доцент, Ноябрьский институт нефти и газа, ф..."
Лидия Наумова
"преподаватель истории и обществознания, филиал ГБО..."
Ирина Маркина
"преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравл..."
Адэль Ибрагимова
"педагог-психолог, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленко..."
Ольга Кучина
"заведующая отделом воспитательной работы, филиал Г..."
Лидия Ковб
"методист,филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский мно..."
Алёна Туголукова
"преподаватель, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Козлов
1 post(s)
"д.п.н., профессор, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Семенова
1 post(s)
"старший преподаватель кафедры ОГиСЭД, Ноябрьский г..."
Соловьева
1 post(s)
"кандидат юридических наук, ст. преподаватель кафед..."
Лариса Мезенцева
"к.п.н., доцент, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Лилия Пашковская
"и.о. зам.директора по учебно-методической работе, ..."
Оксана Кириллова
"кандидат филологический наук, старший преподавател..."
Алексей Шелякин
"Алексей Шелякин не оставил информации о себе"
Галина Шарова
"Галина Шарова не оставил информации о себе"
Виталий Яровенко
"заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по пр..."

Популярные статьи

Наумова Лидия Васильевна, преподаватель истории и обществознания, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковсий многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Гу
Rate this blog entry
с 28 февраля по 4 марта 2007 г. в составе российской делегации от Ямала мне посчастливилось побывать на семинаре „Система подготовки кадров и перспект
Rate this blog entry
Шелякин А.С., директор фил. ТюмГНГУ в г.Муравленко, канд. техн. наук, доцент кафедры ЭОМ Института транспорта   Жизнь современного общества немысл
Rate this blog entry
Овчинникова И.В., преподаватель иностранного языка ГБОУ СПО "Ноябрьский колледжпрофессиональных и информационных технологий" ЯНАО   В соответствии
Rate this blog entry
  Пашковская Л.А., старший методист, канд. пед. наук ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО, e-mail: PLA75
Rate this blog entry
Маркина Ирина Викторовна, преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Губкинский, ЯНАО  
Rate this blog entry
0 голосов
   Яровенко В.А., заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по профессиональной подготовке, к.п.н., vitalij.yarovenko@gmail.com   В статье предс
Rate this blog entry

Комментарии к блогам

No comments yet.

Блоги

Блоги сайта на разные темы. Создавайте, комментируйте, критикуйте.

Дуальная система профессионального образования Германии

Автор Виталий Яровенко
Виталий Яровенко
заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по профессиональной подготовке, к.п.н. (г.Ноябрьск, ЯНАО).
Пользователь не на сайте
Среда, 05 Декабрь 2012 в Педагогическая копилка

с 28 февраля по 4 марта 2007 г. в составе российской делегации от Ямала мне посчастливилось побывать на семинаре „Система подготовки кадров и перспективные направления развития профессиональной подготовки кадров в Германии". Много полезного было увидено и услышано. Особый интерес вызвал опыт Германии в реализации дуальной системы профессионального образования. В этой статье я привожу некоторые факты о дуальной системе и свои комментарии.

 

Суть дуального обучения (ДС) – совмещение практического обучения на предприятиях и теоретического обучения в проф.-тех. училищах. Причем приоритетным считается первое, занимающее, как правило, 3/4 учебного времени. Училище подводит под полученные на предприятие знания теоретическую основу и расширяет общий кругозор учащихся.

Главная особенность ДС в том, что предприятия сами занимаются отбором и практическим обучением учащихся. Большинство (около 80 %) ученических мест предоставляют малые и средние предприятия. Постоянно имеются даже незанятые места учеников. Сегодня молодежь обучается на 643.000 предприятий, выплачивающих ученикам денежное вознаграждение.

Большинство молодых людей (55%) после школы приобретают в рамках «дуальной системы» одну из 350 официально признанных государством учебных профессий.

80 % учащихся в училище работают на предприятиях. Для остальных 20% создаются особые классы «без практического обучения», что считается крайне непрестижным. По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении производственного обучения на предприятии и дает право на поступление в ВУЗ.

Профессионально-технические училища ученики должны посещать в течение одного или двух рабочих дней в неделю, где они изучают общеобразовательные предметы (родной и иностранный язык, математика, религия) и теоретические аспекты своей профессии - например, электротехники. Все преподаватели профессионально-технических училищ без исключения, имеют высшее образование в соответствующей области.

Срок обучения - от 2 до 3,5 лет. Дипломный экзамен по профессии принимают представители органов самоуправления частной экономики, то есть региональных ремесленных или торгово-промышленных палат. Все предприятия, готовящие будущих специалистов, являются членами таких палат.
Сочетание теории и практики гарантирует высокую квалификацию ремесленников и рабочих. Работодатели высоко ценят «дуальное обучение» у «немецкого мастера», потому что ученик с самых первых шагов вживается в конкретную производственную атмосферу и познает многие вещи, которых не вычитаешь из книг. Получение диплома о профессиональном образовании, однако, еще не дает права на руководство собственной фирмой. Для этого надо иметь несколько лет производственного стажа и сдать «экзамен на звание мастера». Глава фирмы должен либо сам обладать соответствующим сертификатом, либо нанять на работу другого мастера. Многие молодые люди считают, что лучший путь к успешной карьере - это сначала профессиональное образование, а затем учеба в ВУЗе.

Дуальное обучение также используется и в профессиональных колледжах. Но «дуальная система» охватывает далеко не все специальности. В нее не входят, например, специальности сферы государственной службы. Обучение в колледже длится, как правило, два года. Учащийся колледжа получает - в зависимости от уровня доходов родителей - небольшое пособие из госбюджета, которое, однако, очень редко достигает размера зарплаты ученика системы „дуального обучения". За деятельность средних специальных учебных заведений (колледжей) отвечают, как правило, министры культуры и образования Федеральных Земель.

В колледжах учатся преимущественно девушки, поскольку в их программу входят в основном традиционные «женские профессии», связанные с социальной сферой, здравоохранением или секретарской деятельностью в административной сфере («секретарь-референт»). Кроме этого, есть специальности различных «технических ассистентов» - например, в области химии, фармацевтики, питания, информатики или дизайна.

В отдельных случаях профессиональная подготовка в колледжах и „дуальная система" образования дублируют друг друга. Некоторые учащиеся, которые рассматривают среднее специальное образование лишь как запасной вариант или промежуточное звено перед получением высшего образования, просто предпочитают получить его не на предприятии, а в привычной школьной атмосфере.

Выпускник колледжа может работать служащим и в то же время может сразу открыть свое дело. Это является преимуществом по сравнению с „дуальной системой", так как там, кроме экзамена по профессии, для этого надо еще сдать экзамен на звание мастера. Выпускники некоторых колледжей, углубив свои знания в медицине и менеджменте, могут получить степень бакалавра. Это, очевидно, свидетельствует о тенденции к срастанию профессионального и высшего образования.

«Дуальное обучение» эффективно и в системе дополнительного образования, реализуемое через различные курсы повышения профессиональной квалификации. Также оно популярно и в «фирменном обучении» на базе предприятий. Традиционное повышение квалификации в «дуальной системе» - это получение звания «мастера», который может сам руководить предприятием и обучать учеников. Тот, кто хочет стать мастером, должен, обладая определенным стажем работы по профессии, сдать экзамен перед комиссией региональной ремесленной или торгово-промышленной палаты. Официально утвержденные планы подготовки к такому экзамену содержат, наряду с чисто специальными вопросами, такие темы, как управление предприятием, руководство персоналом, его развитие.

На предприятии мастер, который отвечает за производственные процессы, нередко зарабатывает больше, чем инженер. Германский Союз торгово-промышленных палат хочет, чтобы равноценность профессионального и академического образования нашла свое выражение даже в званиях: предполагается, что германский «мастер», у которого на внутреннем рынке труда Европейского Союза практически нет аналогов, в будущем будет носить международное звание. После определенного повышения квалификации мастер может даже получить титул сродни академической степени.

Для некоторых людей повышение квалификации означает полное переобучение: в ходе модернизации предприятий их устаревшие рабочие места исчезают, и им приходится учиться новой профессии. Соответствующие курсы финансируют Федеральные и Земельные ведомства по труду, для того чтобы эти люди как можно быстрее снова нашли свое место на рынке труда. Ведь иначе этим людям нужно платить пособие по безработице, что ложится на государство достаточно тяжелым бременем.

Получение образования или повышение квалификации - это личное дело каждого человека. Но в высокоразвитой экономике в этом, конечно, непосредственно заинтересованы предприятия. Они создают свои собственные «корпоративные университеты»: так поступили, например, фирмы "Даймлер-Крайслер", "Сименс", "Люфтганза", «Форд», «Мерседес» и др. К преподаванию в этих учебных заведениях привлекаются лучшие специалисты со всего мира. Руководители компаний прекрасно понимают, что повышение квалификации своих сотрудников - это мотор развития фирмы. А для сотрудников компании повышение квалификации - залог их будущего карьерного роста.

Германские предприятия расходуют на повышение профессиональной квалификации своих сотрудников более 40 миллиардов евро ежегодно, т.е. больше, чем государство тратит на содержание ВУЗов. Большинство крупных предприятий для базового профессионального обучения своих сотрудников используют дуальную систему обучения.

Подводя итог анализу ДС, следует отметить ряд очевидных преимуществ:
•    Прямая передача знаний и навыков.
•    Широкий охват молодежи.
•    Высокая степень приспосабливаемости к современному техническому и экономическому прогрессу.
•    Подготовка квалифицированных специалистов в точном соответствии с профилем предприятия.
•    Облегчение перехода от школы к профессии.

Вместе с тем, давая объективную оценку ДС, необходимо отметить ряд недостатков, присущие как самой ДС, так и всей системе профессионального обучения с учетом прогрессирующих в последнее время острых социально-экономических проблем современной Германии.

Рассмотрим основные проблемы немецкой системы профобразования.

Проблема недоверия к иностранным документам и системам образования, равно как непризнание документов системы профобразование Германии в других странах.
В настоящее время проблемы с признанием зарубежных образовательных документов в Германии в основном связаны с нежеланием принять на работу или учебу их обладателей, а также с невозможностью достаточно лег¬ко идентифицировать полученное в Германии образование и сопоставить его предметную область, объем, содержание и степень усвоения с требованиями, предъявляемыми к заявителю соответствующими фирмами и учебными заведениями других стран.

Проблема снижения рабочих мест по непрестижным профессиям и специальностям.
Так, по специальностям пищевой промышленности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное снижение числа учащихся, и количество учебных мест стабильно его превышает; в сфере управления, организации, подготовки офисных работников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается обратная тенденция: число желающих обучаться этим профессиям от общего числа претендентов на профобразование превышает число учебных мест в данных областях и их общее количество в профучилищах.

Проблема предоставления качественного профессионального обучения на малых и средних предприятиях.   
Для малых и средних предприятий (фирм) крайне затруднительно организовать и провести полноценное и качественное профессиональное обучение на своих рабочих местах. Например, пекарня, небольшой ресторанчик, сапожная мастерская объективно не могут у себя создать оптимальные условия и дать нужное обеспечение для успешного выполнения учащимися программ производственного обучения. К тому же, предприятия заинтересованы, прежде всего, в достижении максимальной прибыли. Поэтому подготовка ведется с учетом выполнения, прежде всего, тех технологических операций, которые необходимы предприятию на данный момент, что, конечно, далеко не способствует хорошей системной подготовки ученика и формированию его профессиональной компетенции. Таким образом, узконаправленная профессиональная подготовка ставит работника в зависимость от места работы и самого работодателя, который обеспечивает его учебным местом и заработной платой. Незащищенность на рынке труда, страх потерять работу – это серьезные психологические проблемы, которые могут сопровождать ученика в период обучения и работы на предприятии.

Проблема между возрастающими потребностями предприятий на переподготовку персонала и ограниченными возможностями человека обучаться непрерывно без отрыва от производства.
Высокие европейские стандарты качества, новые технологии производства, темпы реализации продукции требуют от работника постоянного самообучения, т.е. повышения своей квалификации без отрыва от производства. Не смотря на то, что предприятия ежегодно увеличивают огромные средства на переобучения своего персонала, темпы технологического прогресса значительно опережают потенциальные возможности человека.

Проблема страны - потеря семейных ценностей и, как следствие, рост социальных проблем в обществе.
В целом, роль семьи в профессиональном становлении детей крайне занижена. Государство ведет жесткую политику по управлению профессиональным будущим своих граждан. Зачастую рекомендации центров по профессиональной ориентации воспринимаются родителями как должное и обсуждению не подлежат.
Германия переживает серьезный демографический кризис. В ФРГ самый низкий уровень рождаемости (8,6 детей на 1000 жителей). Из родившихся младенцев каждый третий рождается вне брака. Подавляющее большинство женщин ставят на первый план свою карьеру, работу, а  потом лишь семью. Помимо низкой рождаемости в Германии повысилась смертность, увеличился эмиграционный поток неквалифицированной рабочей силы.Государство вынуждено тратить огромные деньги на содержание безработных и первичное обучение не граждан ФРГ.

В завершении хотелось бы отметить, что ДС, как производственная компонента базового профессионального обучения, очень привлекательна для российской образовательного сообщества, но все же она имеет ряд серьезных недостатков, которые потенциально способны создавать серьезные социально-экономические проблемы в обществе. Поэтому следует правильно извлекать полезность «дуального обучения» с учетом развития мировых интеграционных процессов в образовании, экономики страны/региона, существующих законодательных и нормативных актов, и менталитета российских граждан.

Рейтинг
Теги: Без тегов
заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по профессиональной подготовке, к.п.н. (г.Ноябрьск, ЯНАО).

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, сначала войдите, пожалуйста