Сборник научных статей №1

Роль самостоятельной работы при изучении английского языка в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения Условия повышения качества профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста Технология комплексной экспертизы качества контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Моделирование проектной деятельности как средство повышения эффективности решения производственных задач в процессе подготовки профессиональных кадров
Аутокомпетентность педагога - структурная составляющая модели повышения профессионально-педагогической квалификации Совершенствование системы обработки путевых листов в ООО "Муравленковская транспортная компания" Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания Модульно-блочная система обучения
Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции Арт-терапия в групповой работе с обучающимися Система работы по развитию ассертивных качеств физически, психически и нравственно здоровой личности Студенческое самоуправление, его роль в организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования
Интегрированные уроки как средство повышения учебной мотивации Значение социального партнерства в реализации ФГОС СПО Создание образовательного портала в колледже Аспекты развития творческой активности самостоятельной работы студентов
Основные характеристики динамичности современного наукоёмкого производства нефтегазовой отрасли Аксиологическая составляющая обучения при организации самостоятельной работы студентов Особенности уголовной ответственности за легализацию преступных доходов Тьюторское сопровождение как одна из форм обучения в системе высшего профессионального образования
Прототип лингвокультурного концепта "Свобода" Развитие научно-технического творчества молодежи как средство подготовки высококлассных специалистов в колледже Учебно-методический комплекс как основа обеспечения качества профессионального образования Инновационные технологии в реализации проекта «Электронный колледж»

Блогеры

Ирина Дралюк
"преподаватель дисциплин гуманитарного профиля, к.п..."
Наталья Олифиренко
"преподаватель специальных дисциплин, ГБОУ СПО «Ноя..."
Елена Ярвилянина
"зав. отделением «По подготовке рабочих и служащих»..."
Ольга Полетаева
"к.п.н, доцент, Ноябрьский институт нефти и газа, ф..."
Лидия Наумова
"преподаватель истории и обществознания, филиал ГБО..."
Ирина Маркина
"преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравл..."
Адэль Ибрагимова
"педагог-психолог, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленко..."
Ольга Кучина
"заведующая отделом воспитательной работы, филиал Г..."
Лидия Ковб
"методист,филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский мно..."
Алёна Туголукова
"преподаватель, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Козлов
1 post(s)
"д.п.н., профессор, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Семенова
1 post(s)
"старший преподаватель кафедры ОГиСЭД, Ноябрьский г..."
Соловьева
1 post(s)
"кандидат юридических наук, ст. преподаватель кафед..."
Лариса Мезенцева
"к.п.н., доцент, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Лилия Пашковская
"и.о. зам.директора по учебно-методической работе, ..."
Оксана Кириллова
"кандидат филологический наук, старший преподавател..."
Алексей Шелякин
"Алексей Шелякин не оставил информации о себе"
Галина Шарова
"Галина Шарова не оставил информации о себе"
Виталий Яровенко
"заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по пр..."

Популярные статьи

Наумова Лидия Васильевна, преподаватель истории и обществознания, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковсий многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Гу
Rate this blog entry
с 28 февраля по 4 марта 2007 г. в составе российской делегации от Ямала мне посчастливилось побывать на семинаре „Система подготовки кадров и перспект
Rate this blog entry
Шелякин А.С., директор фил. ТюмГНГУ в г.Муравленко, канд. техн. наук, доцент кафедры ЭОМ Института транспорта   Жизнь современного общества немысл
Rate this blog entry
Овчинникова И.В., преподаватель иностранного языка ГБОУ СПО "Ноябрьский колледжпрофессиональных и информационных технологий" ЯНАО   В соответствии
Rate this blog entry
  Пашковская Л.А., старший методист, канд. пед. наук ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО, e-mail: PLA75
Rate this blog entry
Маркина Ирина Викторовна, преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Губкинский, ЯНАО  
Rate this blog entry
0 голосов
   Яровенко В.А., заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по профессиональной подготовке, к.п.н., vitalij.yarovenko@gmail.com   В статье предс
Rate this blog entry

Комментарии к блогам

No comments yet.

Блоги

Блоги сайта на разные темы. Создавайте, комментируйте, критикуйте.

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания

Автор Лидия Наумова
Лидия Наумова
преподаватель истории и обществознания, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковсий многопрофильный колледж» в г.Губк...
Пользователь не на сайте
Пятница, 17 Январь 2014 в Сборник научных статей №1

Наумова Лидия Васильевна, преподаватель истории и обществознания, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковсий многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Губкинский, ЯНАО

 

Гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения всегда являлось одной из важнейших задач преподавателя истории и обществознания. Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите, для формирования активной гражданской позиции, осознания своего места в обществе.

 

 

Это неустанная работа по воспитанию у подростков гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Очень важно научить подростков критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство. И гуманистическое воспитание, пропагандируемое в нынешнем обществе, одной из своих задач ставит возрождение традиций русской ментальности, чувства патриотизма, гражданственности.

 

У России многовековая история, наполненная примерами патриотизма русского народа. На этих примерах выросли сотни поколений. Патриотизм и гражданственность, ярко выраженные в нашей стране, сыграли весьма существенную роль в определении судьбы России. На протяжении трех последних столетий нашей истории, патриотизм и гражданственность прошли сложный путь формирования и развития. Именно патриотизм и гражданственность россиян является основой определения национальных целей и приоритетов России.


Любой преподаватель понимает, что воспитать достойного гражданина Отечества без знания своей истории невозможно. Ведь прошлое нам дано для будущего, и как знать, может падение России, было бы менее болезненным, если бы люди лучше знали и помнили свою историю.


История – это могучая и вечно живая сила, творящая патриота и гражданина. Познавая идею Родины, настоящий человек будет постоянно испытывать тревогу об ее нынешнем и будущем. Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций, переживать самые сложные периоды своей истории. Уроки прошлого призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждает в них чувство сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.


У многих людей сегодня потеряны ориентиры, утрачено чувство любви к Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что «без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству, нет, и не может быть любви к Человечеству».


Основополагающей темой для воспитания патриотизма на уроках истории, считают многие преподаватели истории, являются события, связанные с Куликовской битвой. Можно взять гораздо более ранние события. Например, рассказать о том, как в 12 веке в Киево-Печерском монастыре жил да был монах Нестор. Что подвигло его задуматься над вопросом: Откуда есть пошла русская земля? Почему Нестор начать писать летопись? О чем заботился летописец? Совершенно очевидно то, что заботился он о том, чтобы страницы истории не канули в лету, о том, чтобы последующие поколения знали свои корни, как формировалось российская государственность, как появлялись первые города, первые храмы, какой вклад внесли первые русские князья, и какую роль сыграли они в создании и укреплении государства Русь.


Очень важными являются темы отечественной истории «Первые русские князья», особенно тема «Княгиня Ольга». Известно, что Ольга, первоначально была язычницей, достаточно жестокой и вероломной. Один факт того, как она отомстила древлянам за смерть своего мужа Игоря, свидетельствует о силе ее характера и воле. Ольга одна из первых приняла крещение, убежденная язычница, но очень умная и дальновидная правительница, она понимала, что христианство приобщит Русь к новой европейской цивилизации. Она понимала, что новая религия спасет Русь от развала, поднимет ее культуру, престиж на мировой арене, наконец, укрепит страну. К тому же Ольга понимала то, что именно христианские заповеди, обращенные к миру человеческих чувств, человеческому разуму и вере в вечную жизнь человеческой души, но при условии, что человек на земле будет праведным: справедливым, гуманным, терпимым к людям. Именно Ольга заложила основы христианства на Руси, а князь Владимир крестил ее.


В теме «Первые русские князья» нельзя обойтись без изучения «Поучения Владимира Мономаха своим детям». В красках рассказывает Владимир своим сыновьям историю служения своего Руси, просит быть едиными и помнить о том, что они дети одного отца и одной матери. Во всем этом произведении чувствуется страх и боль за землю русскую. Находит Владимир и слова для своих сыновей и просит не проходить мимо беды людской. Убеждает сыновей подавать нищему, помогать убогому и больному. С удовольствием учащиеся отвечают на поставленные вопросы и находят, что Поучение современно и актуально и сегодня. Оно проповедует идеалы доброты, милосердия, сострадания.


Основополагающей темой для воспитания патриотизма на уроке отечественной истории являются события, связанные с Куликовской битвой. Анализ исторических предпосылок и условий, важных факторов проявления героизма народных масс дает возможность акцентировать внимание учащихся на следующих позициях:

      • политика первых московских князей, собиравших земли вокруг Москвы, не допускавших прямых набегов ордынцев в течение нескольких десятилетий, дала возможность укреплению экономики московского княжества;
      • роль митрополита Алексия и старца Сергия Радонежского в поддержке политики московских князей для борьбы с монголо-татарским игом;
      • историческая миссия русского народа, защитившего народы Европы от монголо-татарского порабощения.

 

При изучении данного исторического периода возможна и необходима работа не только с учебником истории, но и художественной литературой, например повестью Ивана Сукневича «Битва на поле Куликовом». Как правило, при изучении темы учащиеся получают дополнительные задания – рефераты, сообщения, делают краткие сообщения по характеристике исторических деятелей. Стараюсь как можно больше учащихся вовлечь в самостоятельную работу, пытаюсь каждому учащемуся дать индивидуальное задание. В данном материале обязательно делаю акцент на личности - Дмитрия Донского, воеводы Дмитрия Боброка, Дмитрия Радонежского, благословившего русскую рать на бой, воина Пересвета, поразившего накануне великой сечи ордынца Челубея. Все это позволяет раскрыть одну из сложных и интересных страниц истории Отечества 14 века. Не удивительно, что учащиеся сами делают вывод о том, что наказ Ивана Калиты своим детям и внукам: «Да свеча бы не угасла» - своевременно звучит и в наши дни. Большое значение при изучении таких тем имеет эмоциональность, можно использовать целый комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. К этим приемам относится установление интегративных связей с другими гуманитарными предметами – литературой, музыкой, мировой художественной культурой.


В теме «Россия на рубеже 16-17 веков» урок на тему «Смута в Российском государстве» посвящен трагическим событиям Смутного времени начала 17 века. Кризис общества в государстве, Россия на краю гибели, потери независимости, появление самозванства на Руси – эти проблемы являются довольно сложными для учащихся профессионального училища. Поэтому при подготовке к данной теме важна тщательная подготовка к урокам, проработка вопросов мировоззренческого характера и тщательный подход к их раскрытию. Следовательно, воспитательная цель урока заключается в том, чтобы показать, как складывались условия для проявления патриотизма народа в деле спасения Родины, какие трудности приходилось преодолевать, чтобы разобраться в сложной ситуации Смутного времени. Получение знаний о причинах самозванства, событиях, происходивших при вторжении польских и шведских феодалов в Россию, подводит учащихся к осмыслению значения подвига защитников Смоленска, восхищению мужеством осажденных в Троицком монастыре, необходимости создания народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского, изгнания захватчиков.


Важным компонентом данного урока является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать, осознавать истоки российского патриотизма. Этому способствует применение таких методов, как обсуждение, работа с источниками. В данной теме обязательно следует использовать героический поступок костромского крестьянина Ивана Сусанина, который ценой своей жизни спас первого царя из династии Романовых Михаила, обращаюсь к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Яркий рассказ преподавателя о событиях, эмоциональный настрой уроков также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается записью оперы Глинки «Иван Сусанин» – арии Сусанина, а в конце урока, как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором «Славься» и звоном колоколов.


Роль преподавателя в данной теме – помочь учащимся осознать, что в годы лихолетья именно перед народом стоит выбор: либо пасть под ударами врага, либо встать с колен и начать спасение Отечества. Подъем патриотического движения народных масс и рост национального самосознания происходит не всегда просто и быстро. Необходимо обратиться к хрестоматии, первоисточникам, вместе с учащимися обсудить призывы Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского: «Польские люди умыслили Московское царство разорить, обороняйте его всеми силами, соединяйтесь с другими городами, изобличайте изменников и предателей», «Не за свой город, не за Нижний один, а за все государство Московское подымать надобно ополчение», «Пришла пора помочь родимой Руси! Спасем нашу веру и нашу землю!».


На уроке «Движение декабристов» красной нитью проходит материал о судьбах декабристов, их духовном и человеческом облике. Как правило, на уроках, посвященных декабристам, учащиеся готовят заранее и выступают с сообщениями о Трубецком, Волконском, Никите Муравьеве, Оболенском и др. Уроки, посвященные декабристам, всегда несут в себе интегративный окрас потому, что на уроках используются отрывки из поэмы Некрасов «Русские женщины», «Послание в Сибирь Пушкина. Но особое внимание следует уделить подвигу жен декабристов, их удивительному мужеству. Прошло много лет с тех времен, но и сегодня продолжают сниматься фильмы, изучаться материалы и люди продолжают восхищаться великой любовью, преданностью, удивительной судьбой русских женщин. Тему декабристов поднимали поэты, художники, композиторы, художники.


Большую воспитательную нагрузку несут в себе уроки, посвященные теме: «Отечественная война 1812 года». Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Дениса Давыдова, Василисы Кожиной. Все темы войны 1812 года – отступление русской армии, назначение главнокомандующим Кутузова, оставление и пожар Москвы, Бородинская битва – очень насыщенны, богаты примерами самопожертвования, любви к Отечеству, желанием пожертвовать всем ради победы над французами и освобождением России. Конечно при изучении тем войны 1812 года, ни один преподаватель, даже самый неопытный, не обойдется без иллюстраций, примеров, фильмов, знаменитого: «Скажи-ка, дядя!».


Невозможно перечислить все темы Отечественной истории, которые формируют духовность человека, воспитывают гражданские и патриотические качества личности. Безусловно, что в этом направлении играет огромную роль личность педагога. Его желание преподнести свой предмет.


Важным моментом в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения является внеурочная и научно-исследовательская деятельность по предмету. Научно-исследовательской деятельностью занимаюсь давно. Лет пятнадцать назад я начала с учащимися заниматься культурой, этнографией, бытом и традициями коренных народов Севера. Сейчас тематика исследовательских работ несколько изменилась, но по-прежнему темы, которые мы освещаем с учащимися, так или иначе связаны с родным краем, историческим краеведением. Работы «Тобольск – культурный, исторический и духовный центр Западной Сибири», «Последняя ссылка русского императора и его семьи», «Вектор не меняет направление!», «У каждого храма своя жизнь», «Город, не убивший последнего русского царя», «Губкинский храм муз», «Забытый гений земли Тобольской», написаны последние 2-3 года. Все эти работы, на мой взгляд, формируют у учащихся интерес, любовь к Родине, воспитывают гордость за свою Родину, ее великое прошлое, делают человека гражданином и патриотом. Практически все названные работы занимают на городских и окружных конкурсах призовые места. Помимо этого, в ходе сбора материала по написанию научно-исследовательской работы, собирается, анализируется и синтезируется исторический материал, который в дальнейшем становится достоянием учащихся, используется, как дополнительный исторический материал к рокам, играм, внеклассным мероприятиям. Также, считаю, что и сама научно-исследовательская работа помогает учащимся приобрести навыки самостоятельности элементы научной организации труда, которые пригодятся в будущей жизни.


Третий год я занимаюсь кружком «Календарь знаменательных дат». Кружок позволяет создавать условия для удовлетворения потребности в развитии познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. На занятиях кружка учащиеся информируются о различных знаменательных событиях и датах нашей отечественной и мировой истории. Ежемесячно обновляется на стенде информация, рассказывающая о крупнейших событиях отечественной и мировой истории.


Безусловно, что в воспитании гражданско-патриотических качеств личности огромную роль играют уроки обществознания. В условиях стремительного информационного роста главной целью образования становятся: научить принципам самообразования, пробудить в подростке внутреннюю потребность к образованности, получению образования, способствовать формированию умения применять теоретические знания на практике. Вопросы социализации учащихся ставят задачу развития творческого начала личности учащегося, способного адаптироваться в быстро меняющихся экономических и общественных отношениях.


В последние годы я заметила такую особенность. К большому сожалению, но родители, семья, окружение передают детям свое разочарование в политическом курсе страны как в 90-е годы 20 века, так и в начале 21 века. Зачастую учащиеся 15-16 лет имеют уже свой негативный социальный опыт. В таких случаях пытаюсь максимально использовать предметы обществоведческого цикла для того, чтобы помочь своим учащимся преодолеть правовые и политические стереотипы. Уроки обществознания использую для воспитания определенного доверия к власти, пробуждения активной гражданской позиции и активности, уверенности в действенности демократии. Развиваю интерес к проблемам современной России.


На уроках, изучающих саму жизнь, я часто говорю с учащимися о терпимости и толерантности, объясняю, насколько важно в современной ситуации быть сдержанными, терпимыми, особенно в вопросах веры, отношения наций и власти. Для этого я, как преподаватель использую целый арсенал форм и методических приемов. Я пытаюсь добиться того, чтобы учащиеся понимали, почему так важно быть законопослушными, зачем следует платить налоги, защищать Отечество, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к памятникам истории и культуры, зачем нужно учиться и получать образование. На уроках обществознания мы говорим о семье, роли семьи в воспитании нового поколения и в обществе в целом.


Год 2012 был объявлен годом российской истории. Я считаю, что это было сделано своевременно и очень важно. Сделано это в целях привлечения внимания общества к Российской истории и роли России в мировом историческом процессе. На 2012 год выпало целый ряд важных исторических событий и юбилеев: 1150-летие Российской государственности, 400-летие окончания Смуты на Руси, 200-летие Бородинской битвы и победы России над Наполеоном, 150 лет со дня рождения величайшего Российского реформатора П.А.Столыпина. Проведен ряд интересных, увлекательных мероприятий, по содержанию, воспитательному воздействию: часы общения-игры «Откуда русская земля пошла есть...», «Православная книга и ее роль в жизни человека», организованы конкурсы рефератов, эссе, мини-сочинений «Страницы Великой Отечественной войны», «П.А.Столыпин – великий русский патриот». В год истории я организовала ряд встреч с интересными людьми – отцом Николаем, иереем Губкинского Свято-Никольского храма, воинами-афганцами, казаками Пуровского хуторского казачьего общества. Учащиеся имели возможность знакомиться с интересными историческими событиями и датами, которые ежемесячно располагались на информационном стенде. История – это особый предмет. На протяжении трех десятков лет я воспитываю у учащихся к нему особое отношение.


2013 год – год 400-летия Дома Романовых. Дома, с которым связаны величайшие события Российской истории. Эта дата – большой повод для деятельности преподавателя истории в плане гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.


История родного отечества... Что может быть важнее и нужнее любому человеку, гражданину, патриоту своей отчизны. Знание истории своей Родины необходимо, важно и обязательно, ведь без знания истории своей Родины нельзя быть поистине грамотным и образованным человеком.


На современном этапе развития российского общества возрождение гражданственности и патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.


Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства. Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию.


Субъектом патриотизма выступают личность, социальная группа, класс, нация, другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества. Как отмечает П.М. Якобсон: «Чувство патриотизма ... формируется в основном в школьные годы. В дальнейшем оно становится более зрелым и осознанным. Поэтому существенно, чтобы все моменты ознакомления ребенка с родной страной, с ее культурой, с ее прошлым, с духовным богатством рождали в нем глубокий эмоциональный отклик.


Список использованной литературы

  1. О концепции модернизации современного российского образования, Вестник образования.-2002.-с.16.
  2. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе., -М.,1999
  3. Вырщиков, Л., Кусмарцев, М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. - 2006. -№3.-С. 7
  4. Словарь иностранных слов. - М, 1989.- С. 376
  5. Большой энциклопедический словарь. - М., 1998. - С. 855
  6. Колосков,А.Г. История в школе,- Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.-№6
  7. Гусарова,Т.П. и др. Введение в специальные исторические дисциплины: учебное пособие.-М.-1990
  8. К Истории патриотического мира//Родина:журн.-1992.-№-6-7
  9. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон.– М.: Просвещение, 1966. – С 98.
Рейтинг
преподаватель истории и обществознания, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковсий многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Губкинский, ЯНАО

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, сначала войдите, пожалуйста