Сборник научных статей №1

Роль самостоятельной работы при изучении английского языка в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения Условия повышения качества профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста Технология комплексной экспертизы качества контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Моделирование проектной деятельности как средство повышения эффективности решения производственных задач в процессе подготовки профессиональных кадров
Аутокомпетентность педагога - структурная составляющая модели повышения профессионально-педагогической квалификации Совершенствование системы обработки путевых листов в ООО "Муравленковская транспортная компания" Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания Модульно-блочная система обучения
Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции Арт-терапия в групповой работе с обучающимися Система работы по развитию ассертивных качеств физически, психически и нравственно здоровой личности Студенческое самоуправление, его роль в организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования
Интегрированные уроки как средство повышения учебной мотивации Значение социального партнерства в реализации ФГОС СПО Создание образовательного портала в колледже Аспекты развития творческой активности самостоятельной работы студентов
Основные характеристики динамичности современного наукоёмкого производства нефтегазовой отрасли Аксиологическая составляющая обучения при организации самостоятельной работы студентов Особенности уголовной ответственности за легализацию преступных доходов Тьюторское сопровождение как одна из форм обучения в системе высшего профессионального образования
Прототип лингвокультурного концепта "Свобода" Развитие научно-технического творчества молодежи как средство подготовки высококлассных специалистов в колледже Учебно-методический комплекс как основа обеспечения качества профессионального образования Инновационные технологии в реализации проекта «Электронный колледж»

Блогеры

Ирина Дралюк
"преподаватель дисциплин гуманитарного профиля, к.п..."
Наталья Олифиренко
"преподаватель специальных дисциплин, ГБОУ СПО «Ноя..."
Елена Ярвилянина
"зав. отделением «По подготовке рабочих и служащих»..."
Ольга Полетаева
"к.п.н, доцент, Ноябрьский институт нефти и газа, ф..."
Лидия Наумова
"преподаватель истории и обществознания, филиал ГБО..."
Ирина Маркина
"преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравл..."
Адэль Ибрагимова
"педагог-психолог, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленко..."
Ольга Кучина
"заведующая отделом воспитательной работы, филиал Г..."
Лидия Ковб
"методист,филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский мно..."
Алёна Туголукова
"преподаватель, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Козлов
1 post(s)
"д.п.н., профессор, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Семенова
1 post(s)
"старший преподаватель кафедры ОГиСЭД, Ноябрьский г..."
Соловьева
1 post(s)
"кандидат юридических наук, ст. преподаватель кафед..."
Лариса Мезенцева
"к.п.н., доцент, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Лилия Пашковская
"и.о. зам.директора по учебно-методической работе, ..."
Оксана Кириллова
"кандидат филологический наук, старший преподавател..."
Алексей Шелякин
"Алексей Шелякин не оставил информации о себе"
Галина Шарова
"Галина Шарова не оставил информации о себе"
Виталий Яровенко
"заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по пр..."

Популярные статьи

Наумова Лидия Васильевна, преподаватель истории и обществознания, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковсий многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Гу
Rate this blog entry
с 28 февраля по 4 марта 2007 г. в составе российской делегации от Ямала мне посчастливилось побывать на семинаре „Система подготовки кадров и перспект
Rate this blog entry
Шелякин А.С., директор фил. ТюмГНГУ в г.Муравленко, канд. техн. наук, доцент кафедры ЭОМ Института транспорта   Жизнь современного общества немысл
Rate this blog entry
Овчинникова И.В., преподаватель иностранного языка ГБОУ СПО "Ноябрьский колледжпрофессиональных и информационных технологий" ЯНАО   В соответствии
Rate this blog entry
  Пашковская Л.А., старший методист, канд. пед. наук ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО, e-mail: PLA75
Rate this blog entry
Маркина Ирина Викторовна, преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Губкинский, ЯНАО  
Rate this blog entry
0 голосов
   Яровенко В.А., заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по профессиональной подготовке, к.п.н., vitalij.yarovenko@gmail.com   В статье предс
Rate this blog entry

Комментарии к блогам

No comments yet.

Блоги

Блоги сайта на разные темы. Создавайте, комментируйте, критикуйте.

Развитие научно-технического творчества молодежи как средство подготовки высококлассных специалистов в колледже

Автор Виталий Яровенко
Виталий Яровенко
заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по профессиональной подготовке, к.п.н. (г.Ноябрьск, ЯНАО).
Пользователь не на сайте
Четверг, 16 Январь 2014 в Сборник научных статей №1

 

 Яровенко В.А., заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по профессиональной подготовке, к.п.н., vitalij.yarovenko@gmail.com

 

В статье представлен новый инновационный проект колледжа, ориентированный на популяризацию изобретательства и молодежного инновационного творчества в рамках создания в колледже лаборатории цифрового прототипирования и производства по модели международных лабораторий Fab Lab («Фаблаб»).

 

Современные темпы, динамика научно-технического прогресса придают новое содержание целям и задачам среднего профессионального образования в подготовке специалиста — творчески мыслящей личности, не просто грамотного и знающего специалиста.

 

Под влиянием современной НТР традиционное изобретательство претерпело глубокие изменения. Оно стало наукоемкой сферой производства, на смену эмпирическому поиску индивида пришла коллективная проектно-конструкторская деятельность, основанная на применении компьютерной техники и систем САПР.

 

Творчество – это специфичная для человека деятельность, порождающая качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Научно-техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому научно-техническое творчество студентов является важнейшей составляющей профессионального образования.

 

Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к своей профессии: выработка "поискового навыка", вскрытие причин и следствий несовершенства организации производства, его техники и технологии, возбуждение и поддержание не успокоенности от достигнутого результата. Студент должен твердо усвоить, что ничего нет до конца совершенного, и все сущее можно сделать более совершенным.

 

Резюмируя вышесказанное, мы сформулировали основную цель проекта - создание в колледже оптимальных условий для развития научно-технического творчества молодежи с помощью внедрения в учебный процесс новых информационных технологий.

 

Главная цель обучения молодежи основам творческого труда – пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся в активной исследовательской, рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности. Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание новых) приспособлений, инструментов, макетов и т.д.

 

Для достижения указанной цели колледж ставит следующие задачи:

  1. Создание в колледже лаборатории цифрового производства (по модели Fab Lab) для развития творческого вдохновения, формирования духа изобретательности и инновационного предпринимательства посредством привлечения молодежи к миру современных технологий прототипирования и дизайна изделий любого назначения.
  2. Создание условий для развития инженерных и гуманитарных талантов, личностного роста и профессионального продвижения, проверки и коммерциализации инновационных идей.
  3. Популяризация и пропаганда молодежного научно-технического творчества, в т.ч. издание специализированной литературы, презентации новых идей, методов и решений (не только технического, но и дизайнерского, и «культурного» характера), проведение специализированных акций и т.п.
  4. Обучение работе с высокотехнологическим оборудованием и новым программным обеспечением, проведение краткосрочных и продолжительных образовательных программ;
  5. Формирование кроссфункциональных команд (изобретатели, инженеры различных специализаций, дизайнеры, предприниматели) и среды для обмена идеями;
  6. Развертывание на базе колледжа предпринимательских проектов, в т.ч. работающих с малыми сериями уникальной продукции, ориентированных на участие в муниципальных и региональных программах поддержки молодежного предпринимательства;
  7. Организация и проведение молодежных конкурсов.

 

Представленный проект ориентирован на популяризацию изобретательства и молодежного инновационного творчества в рамках создания лаборатории цифрового прототипирования и производства, создающейся по модели международных лабораторий Fab Lab («Фаблаб»).

 

При условии реализации данной лаборатории у многих студентов колледжа и школьников города Ноябрьска появится возможность воплотить свои проекты в жизнь на высокотехнологичном оборудовании.

 

fablab kidsСлово "фаблаб" (http: //en.wikipedia.org/wiki/Fab_lab) – происходит от англ. fab lab – fabrication laboratory ("производственная лаборатория"). Чаще употребляются обозначения «цифровая лаборатория» или «лаборатория цифрового прототипирования». Главное отличие от классических производственных цехов и мастерских, известных нам еще с советских времен, наличием современного оборудования специально предназначенного для быстрого и простого прототипирования проектов. Это оборудование (ЧПУ станки, лазерные резаки, 3d принтеры и т.п.) управляется с компьютера по специально подготовленной цифровой модели.

 

Сегодня FabLab – это глобальная сеть единообразно созданных лабораторий по всему миру, имеющих общую информационную базу и позволяющих с помощью систем видеоконференций обмениваться опытом и консультироваться с ведущими мировыми специалистами.

 

fablab1Идеология FabLab построена на обучение людей работы с оборудованием и ПО для самостоятельного изготовления ими своей задумки. Тем самым FabLab подталкивает к техническому творчеству.

 

Создание в колледже лаборатории цифрового прототипирования и производства по модели FabLab позволит обеспечить оптимальными условиями для развития зоны свободного доступа, где молодежь Ноябрьска может реализовать свои технические проекты, обучаться и обмениваться опытом, эффективно продвигать технические и креативные идеи для малого и среднего инновационного бизнеса.

 

Специфика лаборатории, построенной на модели Fab Lab, соотнесена с основными направлениями научно-технической деятельности колледжа:

 

1) Исследования.
Fab Lab - идеальная площадка для реализации различных исследовательских проектов в колледже. Исследовательская деятельность является неотъемлемой частью учебного плана, поэтому колледж крайне заинтересован в лабораториях и площадках, где студенты и преподаватели могут выполнять курсовые, дипломные, диссертационные работы, а также иметь возможность при желании сделать прототипы изделий для дальнейшей коммерциализации.


2) Образование.
Данное функциональное направление тесно связано с предыдущим. Fab Lab является площадкой, в рамках которой студенты технических специальностей, не покидая стен колледжа, могут получить практические навыки работы с самым современным цифровым производственным оборудованием и программным обеспечением. Обучение осуществляется как в рамках изучения отдельных специальных дисциплин в соответствии с ФГОС третьего поколения, так и в реализации различных дополнительных элективных курсов, которые направлены на:

      • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их абстрактного, логического, пространственного и инженерного мышления;
      • освоение общего и особенного в графических методах отображения и чтения информации о трехмерных объектах;
      • овладение компьютерной технологией для получения графического изображения;
      • формирование навыков проектирования и моделирования в программной среде;
      • совершенствование информационной и художественной культуры обучающихся.

 

Fab Lab может также стать современным аналогом «кружков технического творчества» для подростков, развивающим техническое мышление и интерес к инженерной деятельности. Возраст, когда формируется устойчивый интерес к профессиональной деятельности – 10-15 лет.

 

fablab-011-720x478Проблема снижения популярности технических специальностей у молодёжи актуальна сейчас во всём мире и необходимость привлечения подростков к конструированию, проектированию и созданию различных предметов, приборов и машин своими руками осознаётся сегодня повсеместно. Fab Lab предоставляет возможность заниматься творчеством в благоприятных условиях, изучать на практике работу современных производственных станков с цифровым программным обеспечением, что особенно важно для молодого «цифрового» поколения, для которого компьютер и интернет – основной канал общения и стимул для творчества.


3) Решение локальных региональных проблем.
Опыт, накопленный Fab Lab, показывает, что решение локальных проблем при определённых условиях может лечь в основу и развитию коммерческой деятельности лаборатории в колледже.

 

4) Удовлетворение потребностей творческого сообщества.
Рассчитанные именно на художественное сообщество Fab Lab реализуются там, где высокая концентрация специалистов в области искусства. В Fab Lab могут быть приглашаны художники на длительный срок, в течение которого за определённую плату они получают неограниченный доступ к оборудованию Fab Lab и консультациям сотрудников, что значительно расширяет возможности для реализации их арт-проектов.

 

5) Удовлетворение потребностей технологического сообщества (изобретателей, учёных, предпринимателей).
Лаборатория Fab Lab развивает инженерное мышление и популяризируют техническое творчество, создает в колледже условия и среду для развития будущих высококлассных инженеров, изобретателей и инновационных предпринимателей. Fab Lab может оказывать различные услуги уже существующим технологическим компаниям Ноябрьска и региона.

 

Эти услуги связанны, как с предоставлением оборудования и площадок для изготовления функциональных прототипов изделий, так и с консультированием по вопросам использования оборудования и программного обеспечения.

 

Кроме того, частные инновационные компании и их сотрудники могут стать основным потребителем образовательных услуг, предоставляемых Fab Lab.

 

Лаборатория Fab Lab создается на базе ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО, в которую будет иметь доступ любой студент или сотрудник колледжа, а также учащиеся школ г.Ноябрьска. Соответственно, деятельность Fab Lab имеет преимущественно образовательную, некоммерческую, направленность.

 

В связи с этим самоокупаемость Fab Lab является на данный момент скорее исключением, чем правилом. Однако в силу больших возможностей оборудования Fab Lab может использоваться как стартовая и/или учебно-производственная площадка для инновационных коммерческих проектов.

 

Можно выделить следующие источники финансирования Fab Lab:

      • колледж, на базе которого организован Fab Lab. Для колледжа организация Fab Lab крайне выгодна, т.к. это позволяет привлекать абитуриентов и повышать свой престиж за счет достижений Fab Lab;
      • заказы от частных лиц;
      • заказы от студентов (например, выполнение макета для курсового/дипломного проекта на 3D принтере);
      • заказы малых фирм, не имеющих возможности использования производственных мощностей заводов и крупных центров прототипирования;
      • заказы от промышленности по НИР и/или НИОКР;
      • предоставление времени работы на оборудовании частным лицам и фирмам;
      • платные образовательные услуги (подготовка тренеров для других Fab Lab), организация мастер-классов, стажировок, обучение работе на оборудовании, программы для детей;
      • гранты;
      • частные спонсоры.

 

Лаборатория цифрового прототипирования и производства планирует предлагать своим пользователям следующие современные технологии:

      • трёхмерное моделирование – создание 3D-файлов с помощью современных графических и технических программных решений;
      • 3D–прототипирование (Rapid Prototyping-RP) – прогрессивная технология, позволяющая в сравнительно короткие сроки изготовить объемную модель, макет, образец или малую серию какого-либо изделия на основе 3D-файлов. В лаборатории будет использоваться технология склеивания порошков (binding powder by adhesives). В качестве материала для модели используются крахмально-целлюлозный порошок и жидкий клей на водяной основе, связывающий частицы порошка. Для увеличения прочности прототипа пустоты заполняют жидким воском. Уникальность данной технологии - возможность создавать цветные 3D-объекты произвольной формы;
      • 3D–сканирование – получение точного объемного изображения реального объекта на компьютере;
      • технология литья под вакуумом в силиконовые формы - способ производства пластиковых прототипов, при котором не требуется применение дорогостоящей стальной оснастки;
      • изготовление полимерных прототипов изделий - быстрое производство образцов и изготовление малых партий изделий;
      • прототипирование методом объемного фрезерования на станках с ЧПУ из композитных и полимерных материалов, различных металлов;
      • лазерная резка и гравирование материалов широкого спектра;
      • лего-конструирование и создание робототехники;
      • цветная печать.


fablab-005-720x480По мере развития список может быть расширен, например, такими технологиями, как: 3D–прототипирование по технологии струйного моделирования; токарные и обрабатывающие технологии с применением ЧПУ; технологии монтажа, подгонки, контроля и ремонта сложных пресс-форм (со сменными вставками, формообразующими) с использованием пресса для испытаний и сборки пресс-форм для изготовления образцов изделий; технологии проектирования и изготовления пресс-форм для выпуска опытных партий; технологии измерения и контроля пресс-форм и изделий и др.

 

Оборудование

Оборудование, входящее в базовый комплект лабораторий Fab Lab (список оборудования адаптирован для России):

Мощный трёхосевой фрезерный станок с большим рабочем полем позволяющий осуществлять раскрой и фрезеровку широкого спектра материалов: дерево и древесные плиты, листовые пластики и композиты.
Пример: Фрезерно-гравировальный станок FlexiCAM S2 1525
Страна-производитель: Россия/Германия
Стоимость: 2 036 250,00 рублей.

Устройство лазерной резки (лазер, мощностью 35-60 Вт) позволяющее наносить изображения на поверхности и осуществлять раскрой материалов широкого спектра, прежде
всего фанеры и акрилового стекла.
Пример: Лазерный гравер GCC Spirit LS 40
Страна-производитель: Тайвань
Стоимость: 904 500,00 рублей

Режущий плоттер для гибких материалов. Работает с широким спектром материалов – виниловая и светоотражающая пленка, пескоструйные пленки и материалы для термопереноса, - шириной от 70 до 700 мм, как листовых, так и рулонных.
Пример: Режущий плоттер Roland CAMM-1 Servo GX-24
Страна-производитель: Япония
Стоимость: 105 750,00 рублей

Настольная гравировально-фрезерная машина высокой точности в Fab Lab применяется в основном для создания прототипов, мастер-моделей и готовых изделий из пластиков, воска, дерева и т.д, при работе без поворотной оси позволяет выполнять гравировку штампов, клише, небольших литьевых и пресс-форм на таких цветных металлах, как латунь, магний, алюминий, медь и т.д.
Пример: фрезерно-гравировальный станок компании Roland MDX-40A (в комплекте со сканирующим узлом).
Страна-производитель: Япония
Стоимость: 380 000,00 рублей

Устройство быстрого трёхмерного прототипирования (трёхмерный принтер)- это ключевое устройство трёхмерного прототипирования, без которого не обходится ни одна лаборатория Fab Lab. 3D принтер не требует совместимости с ПО Fab Modules. Любое современное устройство быстрого 3D-прототипирования использует универсальный входной формат .STL, экспорт в который поддерживают все современные CAD системы, как коммерческие, так и open-source (открытое ПО).
Пример: 3D принтер CubeX
Страна-производитель: Япония
Стоимость: 130 000,00 рублей

Cканер для создания трехмерных моделей объектов. Данное оборудование используется в самых разных сферах, начиная от презентаций и заканчивая видеороликами. Сканироваться могут предметы разных размеров и форм.
Пример: Сканер 3D Go!SCAN-3D (GOSCAN)
Страна-производитель: Япония
Стоимость: 988 686,00 рублей