Сборник научных статей №1

Роль самостоятельной работы при изучении английского языка в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения Условия повышения качества профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста Технология комплексной экспертизы качества контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Моделирование проектной деятельности как средство повышения эффективности решения производственных задач в процессе подготовки профессиональных кадров
Аутокомпетентность педагога - структурная составляющая модели повышения профессионально-педагогической квалификации Совершенствование системы обработки путевых листов в ООО "Муравленковская транспортная компания" Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания Модульно-блочная система обучения
Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции Арт-терапия в групповой работе с обучающимися Система работы по развитию ассертивных качеств физически, психически и нравственно здоровой личности Студенческое самоуправление, его роль в организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования
Интегрированные уроки как средство повышения учебной мотивации Значение социального партнерства в реализации ФГОС СПО Создание образовательного портала в колледже Аспекты развития творческой активности самостоятельной работы студентов
Основные характеристики динамичности современного наукоёмкого производства нефтегазовой отрасли Аксиологическая составляющая обучения при организации самостоятельной работы студентов Особенности уголовной ответственности за легализацию преступных доходов Тьюторское сопровождение как одна из форм обучения в системе высшего профессионального образования
Прототип лингвокультурного концепта "Свобода" Развитие научно-технического творчества молодежи как средство подготовки высококлассных специалистов в колледже Учебно-методический комплекс как основа обеспечения качества профессионального образования Инновационные технологии в реализации проекта «Электронный колледж»

Блогеры

Инна Овчинникова
"преподаватель иностранного языка ГБОУ СПО "Ноябрьс..."
Ирина Дралюк
"преподаватель дисциплин гуманитарного профиля, к.п..."
Наталья Олифиренко
"преподаватель специальных дисциплин, ГБОУ СПО «Ноя..."
Елена Ярвилянина
"зав. отделением «По подготовке рабочих и служащих»..."
Ольга Полетаева
"к.п.н, доцент, Ноябрьский институт нефти и газа, ф..."
Лидия Наумова
"преподаватель истории и обществознания, филиал ГБО..."
Ирина Маркина
"преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравл..."
Адэль Ибрагимова
"педагог-психолог, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленко..."
Ольга Кучина
"заведующая отделом воспитательной работы, филиал Г..."
Лидия Ковб
"методист,филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский мно..."
Алёна Туголукова
"преподаватель, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Козлов
1 post(s)
"д.п.н., профессор, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Семенова
1 post(s)
"старший преподаватель кафедры ОГиСЭД, Ноябрьский г..."
Соловьева
1 post(s)
"кандидат юридических наук, ст. преподаватель кафед..."
Лариса Мезенцева
"к.п.н., доцент, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Лилия Пашковская
"и.о. зам.директора по учебно-методической работе, ..."
Оксана Кириллова
"кандидат филологический наук, старший преподавател..."
Алексей Шелякин
"Алексей Шелякин не оставил информации о себе"
Галина Шарова
"Галина Шарова не оставил информации о себе"
Виталий Яровенко
"заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по пр..."

Популярные статьи

Наумова Лидия Васильевна, преподаватель истории и обществознания, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковсий многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Гу
Rate this blog entry
с 28 февраля по 4 марта 2007 г. в составе российской делегации от Ямала мне посчастливилось побывать на семинаре „Система подготовки кадров и перспект
Rate this blog entry
Шелякин А.С., директор фил. ТюмГНГУ в г.Муравленко, канд. техн. наук, доцент кафедры ЭОМ Института транспорта   Жизнь современного общества немысл
Rate this blog entry
Овчинникова И.В., преподаватель иностранного языка ГБОУ СПО "Ноябрьский колледжпрофессиональных и информационных технологий" ЯНАО   В соответствии
Rate this blog entry
  Пашковская Л.А., старший методист, канд. пед. наук ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО, e-mail: PLA75
Rate this blog entry
Маркина Ирина Викторовна, преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Губкинский, ЯНАО  
Rate this blog entry
0 голосов
   Яровенко В.А., заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по профессиональной подготовке, к.п.н., vitalij.yarovenko@gmail.com   В статье предс
Rate this blog entry

Комментарии к блогам

No comments yet.

Блоги

Блоги сайта на разные темы. Создавайте, комментируйте, критикуйте.

Тьюторское сопровождение как одна из форм обучения в системе высшего профессионального образования

Автор Лариса Мезенцева
Лариса Мезенцева
к.п.н., доцент, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске
Пользователь не на сайте
Четверг, 16 Январь 2014 в Сборник научных статей №1

Мезенцева Лариса Витальевна, к.п.н., доцент, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске

 

В последнее время процессы инноватизации проходящие во всех сферах профессиональной и общественной деятельности привели к неизбежной необходимости изменения системы образования, что привело к разработкам нового педагогического инструментария, дифференциации и классификации подходов к пониманию качества и результативности образования.

Рассмотрим такое направление модернизации российского образования, как индивидуализация образовательного процесса (создание условий для приобретения каждым субъектом образования не только социально-значимых и личностно-востребованных компетенций, построение и реализация индивидуальной образовательной траектории), которое отражено в новых образовательных стандартах (2006-2009), как общего, так и высшего профессионального образования.

 


Индивидуализация образовательного процесса связана не только с изменениями внутри российского образования, но и с тем фактом, что Россия вступила в единую Европейскую зону знаний, ориентированную на создание Открытого образовательного пространства.

 

Проведя анализ психолого-педагогической и методической литературы профессионального образования, большинство авторов, приходят к мнению о том, что является принципом индивидуализации в образовании на современном этапе, который может быть реализован посредством тьюторских технологий.

 

Tutor - в переводе с английского значит – «домашний учитель, опекун». Это же слово, но в качестве глагола, переводится как – «обучать, давать уроки, наставлять». В Великобритании такой наставник прикрепляется к обучающемуся сразу по прибытии в среднюю школу, и он «ведет» его вплоть до поступления в высшее образовательное учреждение. Но и в высших образовательных учреждениях тьютор помогает своим студентам. Например, сейчас в Оксфорде 60 процентов учебного времени отводится на работу с тьютором, а остальные 40 - на лекции и семинары.

 

Тьютор в понимании англичан - наставник, психолог, конфликтолог, правовед, друг и помощник обучающегося на пути выбора дальнейшего образовательного направления. Только тьютор работает не с целыми группами или классами, а с маленькими группами, с каждым конкретным школьником или студентом, помогая разобраться в успехах, неудачах и правильно сформулировать цели на будущее, т.е. сопровождает его на протяжении все его образовательной деятельности. Характер такого сопровождения студента и тьютора очень напоминает взаимодействие между пациентом и психоаналитиком. В психоанализе используется термин «лечебный альянс». Один из классиков современного психоанализа Петер Куттер определяет этот термин как успешность сотрудничества аналитика и пациента, подразумевающего рациональное и разумное отношение анализируемого к аналитику (Greenson, 1967). Под сотрудничеством понимают, прежде всего, готовность пациента свободно ассоциировать, откровенно рассказывать обо всем. Такая откровенность подразумевает высокую степень доверия, которая не может возникнуть сразу, а созидается постепенно.

 

На наш взгляд, тьюторское сопровождение - это такие взаимоотношения между преподавателем и обучающимся, когда оба они находятся в состоянии сотрудничества, которое направлено на успешное достижение образовательных целей.

 

Как правило, одной из проблем обучения являются те сложности, которые существуют у обучающегося, даже в том случае, если он искренне хочет научиться данному предмету. Задача построения тьюторского сопровождения сводится к тому, чтобы определить эти сложности и выработать индивидуальную технологию по их преодолению, которая, по сути, и будет являться индивидуальной образовательной траекторией. Для этого преподаватель должен обладать обширными знаниями в области педагогики и психологии, кроме того, он должен обладать способностями к рефлексии и, в случае необходимости, научить рефлексии своего студента.

 

Тьютор – это, прежде всего, консультант по разработке индивидуальной образовательной траектории с использованием в ней конкретных результатов обучения.

 

В образовании взрослых, где учитываются опыт и особенности личности обучающихся, тьюторинг востребован как нигде. Исторически тьюторинг разрабатывался как форма обучения, прежде всего, взрослых, ведь он начинался в университетах Оксфорда и Кембриджа, где обучались в основном взрослые люди.

 

Идеология и ценности тьюторской работы в российской школе складывались на протяжении 90-х годов. В тьюторстве отразились ценности поколения 90-х годов (25-35- летних), встретивших «перестройку» как время личных возможностей и шансов. Поколение здесь рассматривается как «единая возрастная и культурная группа, объединенная общими ценностями, идеями, стилем жизни»[1].

 

Возникновение новой педагогической позиции связано с «желанием выстроить отношения с будущим поколением» в обстановке «дегуманизации образования», потери образованием ценности самоопределения личности. В связи с этим функционал тьютора создавался, прежде всего, под задачу обеспечения пространства «пробы сил» по установлению «соразмерности порядка индивидуальной души с миром вокруг нас, то есть с тем, что заведомо больше человека». [2]

 

В тьюторской работе нами реализуются ценности индивидуализации, свободы, самоопределения, осмысленного отношения человека к собственной жизни, своему будущему, перспективам, возрастному движению. Это напрямую связано с задачами гуманитаризации образования: научить человека (подростка, юношу) использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс [3].

 

Задача тьютора — построить движение подопечного в поле достижений, где существует идеальное (культурные образцы) и реальное (человеческие желания, интересы). Тьютору необходимо строить пространство опробования. Оно возникнет, если у подопечного есть творчески-продуктивная задача.

 

Результативность использования тьюторских технологий трудно представить, если мы будем смотреть на них из традиционного педагогического подхода, в котором все действия и сразу результативны и целевые.

 

Стержень тьюторской работы – построение образовательного пространства, где выбор опробования своих возможностей человеком – главное содержание.

 

Тьютор своими действиями обеспечивает подготовку и реализацию замысла с разделением во времени, инициативу выбора средств.

 

Продуктами тьюторской работы являются портфолио, индивидуальные учебные планы и программы, исследования и проекты подопечных, тьюторский дневник и т.д.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Генисаретский О.И. Гуманитарные стратегии и практики // Поколенческий дискурс в практиках самоопределения Томск, 2002.- с.12-26
  2. Мамардашвили М.К. Современная европейская философия (XXвек) // Логос: философско-литературный журнал. 1991.№ 2.с.115
  3. Ковалёва Т.М., Долгова Л.М. Концепция школы «Эврика-развитие» как школы индивидуально-ориентированного образования» // Управление школой индивидуального образования. — Томск, 2002. — с. 15-19
  4. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно- исторической теории Л.С. Выгодского). — М.: Тривола, 1994.- 168с.
  5. Эльконин Б.Д. Проба как конструкт образовательной системы // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-ой научно-практ. конф./ Красноярский гос. Ун-т.- Красноярск, 2003.- с.5-22.
  6. Ключевые компетенции 2000(программа) // Oxford Cambridge and RSA Examinations./ Key Skills, 2000,- С.79-94.
  7. www.akvobr.ru/tjutorstvo_praktika_individualizacii.html
  8. elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/218murtazina.pdf
Рейтинг
0 голосов

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, сначала войдите, пожалуйста