Сборник научных статей №1

Роль самостоятельной работы при изучении английского языка в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения Условия повышения качества профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста Технология комплексной экспертизы качества контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Моделирование проектной деятельности как средство повышения эффективности решения производственных задач в процессе подготовки профессиональных кадров
Аутокомпетентность педагога - структурная составляющая модели повышения профессионально-педагогической квалификации Совершенствование системы обработки путевых листов в ООО "Муравленковская транспортная компания" Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания Модульно-блочная система обучения
Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции Арт-терапия в групповой работе с обучающимися Система работы по развитию ассертивных качеств физически, психически и нравственно здоровой личности Студенческое самоуправление, его роль в организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования
Интегрированные уроки как средство повышения учебной мотивации Значение социального партнерства в реализации ФГОС СПО Создание образовательного портала в колледже Аспекты развития творческой активности самостоятельной работы студентов
Основные характеристики динамичности современного наукоёмкого производства нефтегазовой отрасли Аксиологическая составляющая обучения при организации самостоятельной работы студентов Особенности уголовной ответственности за легализацию преступных доходов Тьюторское сопровождение как одна из форм обучения в системе высшего профессионального образования
Прототип лингвокультурного концепта "Свобода" Развитие научно-технического творчества молодежи как средство подготовки высококлассных специалистов в колледже Учебно-методический комплекс как основа обеспечения качества профессионального образования Инновационные технологии в реализации проекта «Электронный колледж»

Блогеры

Ирина Дралюк
"преподаватель дисциплин гуманитарного профиля, к.п..."
Наталья Олифиренко
"преподаватель специальных дисциплин, ГБОУ СПО «Ноя..."
Елена Ярвилянина
"зав. отделением «По подготовке рабочих и служащих»..."
Ольга Полетаева
"к.п.н, доцент, Ноябрьский институт нефти и газа, ф..."
Лидия Наумова
"преподаватель истории и обществознания, филиал ГБО..."
Ирина Маркина
"преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравл..."
Адэль Ибрагимова
"педагог-психолог, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленко..."
Ольга Кучина
"заведующая отделом воспитательной работы, филиал Г..."
Лидия Ковб
"методист,филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский мно..."
Алёна Туголукова
"преподаватель, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Козлов
1 post(s)
"д.п.н., профессор, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Семенова
1 post(s)
"старший преподаватель кафедры ОГиСЭД, Ноябрьский г..."
Соловьева
1 post(s)
"кандидат юридических наук, ст. преподаватель кафед..."
Лариса Мезенцева
"к.п.н., доцент, филиал ТюмГНГУ в г. Ноябрьске"
Лилия Пашковская
"и.о. зам.директора по учебно-методической работе, ..."
Оксана Кириллова
"кандидат филологический наук, старший преподавател..."
Алексей Шелякин
"Алексей Шелякин не оставил информации о себе"
Галина Шарова
"Галина Шарова не оставил информации о себе"
Виталий Яровенко
"заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по пр..."

Популярные статьи

Наумова Лидия Васильевна, преподаватель истории и обществознания, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковсий многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Гу
Rate this blog entry
с 28 февраля по 4 марта 2007 г. в составе российской делегации от Ямала мне посчастливилось побывать на семинаре „Система подготовки кадров и перспект
Rate this blog entry
Шелякин А.С., директор фил. ТюмГНГУ в г.Муравленко, канд. техн. наук, доцент кафедры ЭОМ Института транспорта   Жизнь современного общества немысл
Rate this blog entry
Овчинникова И.В., преподаватель иностранного языка ГБОУ СПО "Ноябрьский колледжпрофессиональных и информационных технологий" ЯНАО   В соответствии
Rate this blog entry
  Пашковская Л.А., старший методист, канд. пед. наук ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО, e-mail: PLA75
Rate this blog entry
Маркина Ирина Викторовна, преподаватель физики, филиал ГБОУ СПО ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в г.Губкинском, г.Губкинский, ЯНАО  
Rate this blog entry
0 голосов
   Яровенко В.А., заместитель директора ГБОУ СПО «НКПиИТ» ЯНАО по профессиональной подготовке, к.п.н., vitalij.yarovenko@gmail.com   В статье предс
Rate this blog entry

Комментарии к блогам

No comments yet.

Блоги

Блоги сайта на разные темы. Создавайте, комментируйте, критикуйте.

Учебно-методический комплекс как основа обеспечения качества профессионального образования

Автор Лилия Пашковская
Лилия Пашковская
и.о. зам.директора по учебно-методической работе, канд. пед. наук, ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональн...
Пользователь не на сайте
Четверг, 16 Январь 2014 в Сборник научных статей №1

 

Пашковская Л.А., старший методист, канд. пед. наук ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Реформирование системы профессионального образования в России в настоящее время требует обновления его содержания и предполагает изменения форм и методов обучения. Стремительное развитие передовых технологий в сфере производства, возросшие требования работодателей к уровню подготовки выпускников и переход к реализации ФГОС СПО, открыли новые возможности образовательного прогресса. Всё это, в свою очередь, влияет на модернизацию системы среднего профессионального образования, особенно в части создания учебно-методических комплексов.

 

Учебно-методический комплекс (УМК) - совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям (далее ППКРС) и основных профессиональных образовательных программ (далее ОПОП) по специальностям СПО.

 

УМК является одним из элементов организации образовательной деятельности и создаётся в целях повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ФГОС по профессиям и специальностям СПО. Вместе с тем, учебно-методический комплекс представляет собой систему нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых, достаточных для качественной организации основных профессиональных образовательных программ, согласно учебному плану.

 

Разработка и использование УМК в образовательном процессе направлены на решение следующих задач:

      • четкое определение места и роли структурных компонентов УМК в ППКРС и ОПОП;
      • фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач элементов УМК;
      • отражение в содержании структурных компонентов УМК современных достижений науки и других сфер общественной практики, связанных с конкретной профессией/специальностью;
      • последовательная реализация междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами и МДК ППКРС или ОПОП;
      • рациональное распределение учебного времени по разделам учебных дисциплин и профессиональных модулей;
      • распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов;
      • планирование и организация самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;
      • определение круга источников, учебной, методической, научной литературы, необходимых для освоения дисциплины, профессионального модуля и формирование библиографического списка с учётом требований ФГОС;
      • разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля успеваемости.

От наличия и качества учебно-методических комплексов по всем дисциплинам и профессиональным модулям учебного плана основной профессиональной образовательной программы во многом зависит качество образования выпускников, их конкурентоспособность. А это, в свою очередь, определяет место образовательной организации на рынке образования, его авторитетность и привлекательность для абитуриентов, что особенно важно в современных экономических условиях.

 

Главная функция УМК заключается в том, что он выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения образовательного процесса по основной профессиональной образовательной программе, его предварительного проектирования.

 

umk1Учебно-методический комплекс объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям образования. Не только фиксирует, но и раскрывает требования к содержанию изучаемых дисциплин, МДК к знаниям, умениям и практическому опыту выпускников, формированию ряда общих и профессиональных компетенций, содержащихся в ФГОС по профессиям или специальностям СПО, тем самым способствует его реализации, служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.

 

Однако функции УМК не будут исполнены в полной мере, если данный комплекс будет представлять собой лишь собранные вместе компоненты, не связанные между собой единым концептуальным подходом.

 

В основу создания учебно-методических комплексов положены следующие принципы:

  1. Принцип целостности - УМК выступает как модель проектируемой педагогической системы;
  2. Принцип детерминирования - УМК определяет целевую программу действий обучающихся и обеспечивает ее соответствующими средствами обучения, а также создает условия для самоуправления;
  3. Принцип модульности - учебный модуль выступает единой структурной единицей УМК;
  4. Принцип эффективности или связи между целями и результатами обучения - диагностичность описания целей, реализация федерального государственного образовательного стандарта, обеспечение контроля, включая объективные методы, за достижением целей;
  5. УМК разрабатывается преподавателем (преподавателями), в строгом соответствии с характеристиками, отражёнными в учебном плане (название, трудоёмкость, семестры, формы учебной работы, виды контрольных мероприятий и т.д.);
  6. Содержание и трудоёмкость учебной дисциплины, МДК варьируется в зависимости от требований ФГОС по профессии/специальности направления подготовки, целей ОПОП и учебного плана;
  7. Содержание программ учебных дисциплин и ПМ должно опираться на современные достижения науки, образовательной практики и реализовывать авторский подход к объекту изучения [1];
  8. Все элементы УМК должны обеспечивать единый комплексный подход.

 

Только соблюдая вышеперечисленные принципы, можно создать качественный учебно-методический комплекс.

 

Учебно-методические комплексы и его компоненты должны:

      • учитывать общую идеологию региональной политики, содействовать развитию региональной системы профессионального образования;
      • соответствовать требованиям ФГОС по профессиям или специальностям СПО;
      • предусматривать логически последовательное изложение учебного материала;
      • предполагать использование современных методов, технологий и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;
      • соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
      • обеспечивать межпредметные связи;
      • обеспечивать простоту и доступность использования для преподавателей и студентов.

В ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО создана единая система разработки УМК, которая включает в себя следующие структурные компоненты:

  1. Рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей, учебных и производственных практик по профессиям и специальностям СПО;
  2. Комплекты контрольно-оценочных средств учебных дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей;
  3. Методические рекомендации для обучающихся по основным видам образовательной деятельности;
  4. Электронные портфолио методических кафедр;
  5. Электронные портфолио учебных кабинетов и лабораторий;
  6. Электронные портфолио педагогов;
  7. Электронная библиотека по всем реализуемым ППКРС и ОПОП;
  8. Медиатека колледжа, общий фонд которой составляет более 800 электронных обучающий средств: виртуальные лаборатории, электронные тренажеры, тестирующие программы, информационно-справочные материалы, демонстрационные, игровые, досуговые и развивающие программы.

 

Подготовка УМК в колледже представлена следующими этапами:

      • изучение и анализ ФГОС нового поколения по профессиям и специальностям СПО;
      • проведение сравнительного анализа ГОС и ФГОС нового поколения;
      • обучение педагогического коллектива и работодателей по вопросам внедрения ФГОС III поколения;
      • разработка структурных компонентов УМК;
      • рассмотрение УМК педагогов на заседаниях методических кафедр и заседаниях Экспертного совета колледжа;
      • утверждение УМК на заседаниях Педагогического совета;
      • проведение экспертизы УМК сертифицированными экспертами от работодателей.

Полная версия УМК представлена в электронном виде в локальной сети колледжа и имеет открытый доступ для всех участников образовательного процесса.

 

umk3В целях выявления трудностей у преподавателей при разработке УМК и повышения качества образовательного процесса среди педагогов ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 56 педагогов, реализующих ППКРС и ОПОП ФГОС III поколения. Результаты анкетирования позволили вывить следующее: 100 % опрошенных считают, что пройденные ими курсы повышения квалификации по внедрению и реализации ФГОС, а также занятия, проводимые в колледже специалистами методической службы и преподавателями в рамках Школы педагогических инноваций, мастер-классы оказали им существенную помощь в разработке рабочих программ УД, ПМ и контрольно-оценочных средств.

 

На вопрос: Какие трудности педагоги испытывали при разработке рабочих программ УД и ПМ, КОСов и МР? 12 (21,43%) человек отметили, что при разработке рабочих программ затруднялись в определении форм, методов контроля и оценки результатов освоения дисциплины или профессионального модуля: 1 (1,79%) респондент констатировал, что для него оказалась сложной структура макета программы ПМ; 3 (5, 36%) человека указали на недостаточный уровень знаний при разработке тестовых заданий в зависимости от уровня сложности; 1 педагог (1,79%) испытывал затруднения в определении содержания региональных компетенций и 5 педагогов (8,93%) обозначили проблему при разработке практикоориентированных заданий для квалификационного экзамена по профессиональному модулю.

 

В анкетах преподавателям было предложено дать самооценку работы по апробации ФГОС в процессе преподаваемых ими учебных дисциплин и междисциплинарных курсов. Вот каким образом педагоги оценили свою работу: высокая – 26 человек (46,42%); средняя – 29 человек (51,79%); 1 человек (1,79%) затруднился ответить на данный вопрос.

 

На вопрос: Помогли ли Вам разработанные методической службой колледжа макеты контрольно-оценочных средств и методических рекомендаций для обучающихся УД, МДК и ПМ? 100 % педагогов констатировали тот факт, что разработанные методической службой макеты контрольно-оценочных средств и методических рекомендаций для обучающихся УД, МДК и ПМ оказали существенную помощь в разработке УМК сопровождения ФГОС.

 

На вопрос: Как часто Вы используете разработанные Вами комплексы дидактических средств в образовательном процессе? Постоянно – ответили 46 человек (82, 14%); периодически – 9 человек (16, 07%); не пользуюсь вообще – 1 человек (1,79%).

 

Как Вы оцениваете эффективность использования электронных учебников в образовательном процессе? Высокую оценку дали – 42 человека (75%), среднюю – 14 человек (25%).

 

На вопрос: Считаете ли Вы эффективной помощь специалистов методической службы по разработке УМК сопровождения ФГОС?, 100 % респондентов утверждают, что они в полной мере удовлетворены работой методической службы по оказанию помощи в разработке УМК и считают её вполне эффективной.


Считаете ли эффективной помощь председателей методических кафедр в рамках реализации ФГОС? 53 педагога дали положительный ответ (94,64%), 2 человека дали отрицательный ответ (3, 57%), 1 человек затруднился ответить на данный вопрос (1,79%).

 

Какую реальную помощь оказывают Вам специалисты методической службы колледжа по разработке УМК ФГОС? Респонденты указали следующие формы работы: Консультации – 98 %; инструктажи по вопросам разработки технологических компонентов УМК – 67%; выбор оптимального варианта заданий – 56%; корректировка содержания разработанного материала, формулировок, постановка целей и задач – 98%; разработка макетов, шаблонов -100%; моральная, психологическая поддержка – 25%; индивидуальные беседы - 0,56%; оказывают любую помощь при разработке УМК – 1, 68%.

 

umk5Результаты проведенного анкетирования показали что, несмотря на положительные результаты разработки УМК, существуют и ряд проблем, которые необходимо обозначить и решать в дальнейшей работе:

  1. Недостаточный уровень знаний некоторых педагогов в определении основных показателей контроля и оценки результатов освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей; в разработке тестовых и практикоориентированных заданий для квалификационного экзамена по профессиональному модулю.
  2. Низкая мотивация незначительной части педагогов в разработке учебно-методического комплекса и апробации ФГОС.

 

Решение данной проблемы мы видим в:

      • оказании помощи специалистами методической службы в определении основных показателей контроля и оценки результатов освоения учебных дисциплин и профессиональных модулей через разнообразные формы работы (мастер-классы, консультации, собеседования, семинары, занятия Школы педагогических инноваций и др.);
      • проведении целенаправленной систематической работы с молодыми и начинающими педагогами в рамках Школы педагогического мастерства;
      • тьютерском сопровождении ФГОС;
      • стремлении к самосовершентсвованию, саморазвитию и реализации творческого потенциала самих педагогов через разнообразные формы самообразования.

umk7Таким образом, созданный в колледже на компетентностной основе учебно-методический комплекс, позволяет обеспечить качество реализации образовательных программ и повысить уровень подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, востребованных на рынке труда Ямальского региона. Подтверждением этому служат полученные результаты независимой оценки качества образования в рамках профессионально–общественной аккредитации, а так же стопроцентное трудоустройство выпускников колледжа.

 

Библиографический список:

  1. Учебно-методический комплекс (УМК). Требования к составу и содержанию учебно-методического комплекса, рекомендации по его разработке, правила оформления и издания. – Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. - Москва 2009.
  2. Информационная система УМК http://www.bti.secna.ru/teacher/umk/.
Рейтинг
и.о. зам.директора по учебно-методической работе, канд. пед. наук, ГБОУ СПО «Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий» ЯНАО, e-mail: PLA753@mail.ru

Комментарии

Чтобы добавить комментарий, сначала войдите, пожалуйста